ОПРЕДЕЛЕНИЕ:
средство доставки сквозного объекта до элементов в их последовательности.
ОПИСАНИЕ:
Размышление о природе вещей рано или поздно приводит к осознанию бесполезности и несущественности понятия "время" при создании временных произведений. Дело в том, что, будучи выдуманной категорией, оно служит лишь цели системного измерения перемен пространства, способно упорядочивать эти изменения согласно внутреннему для текущего пространства предсказуемому криетерию. То есть согласовывая большое число движущихся и влияющих на иную материю объектов, оно не предлагает инструментов определения общей для них всех и базовой для себя константы. И первые сложности возникают в системах, где доступ к опорному для времени критерию, опять же объекту, осложнен или не соответствует масштабу относительного прогресса элементов системы, то есть выходит за ее рамки.
Логичным выходом из ситуации становится поиск включаемого в систему объекта, который являлся бы носителем предсказуемых и цикличных изменений нужного уровня, еще до ее собственного формирования. Это залог успеха в конструировании любой композиции, призванной быть развернутой во времени и решать задачи прогрессирующего характера. Будь то автомобиль, компьютер или человек, видимыми окажутся их маршрут, функционирование или жизнедеятельность. Но внутри каждой такой сложной системы сокрыты свои генераторы времени - мотор, процессор или сердце, выполняющие простые движения. Масштаб которых косвенно свидетельствует о подчиненности одной системы другой, или лучше, включенности одной в другую.
Вы можете поехать на авто куда угодно и ощущать себя свободным в выборе пути. Однако выехать за рамки более крупного цикла дорожно-транспортного регулирования будет проблематично. Ваш компьютер может быть использован в любых целях, покуда он включен в цикл электроэнергетического комплекса. Ваше сердце позволяет заниматься делами и радостями, покудо оно не испытывает нужды в пище наравне с остальным телом. А цикл производста и потребления продуктов питания никто не отменял. Да, можно менять включенность, можно подняться на уровень крупных двигателей и систем. Но смысл совсем не в большей или меньшей свободе, а в жизни как таковой. В том числе и жизни предметов искусства.
При создании любого произведения во времени автор в первую очередь придумывает или берет в пользование известный двигатель. Устройство, тело этого конструкта определяет многое, но и само определяется сферой своего применения. Как тот же мотор машины несовместим с нашим сердцем, двигатели одних видов временных или пространственно-временных искуств несовместимы с таковыми для других видов. Общая неопределенность двигателя связана с замкнутостью теорий о композиции внутри соответствующих искусств. Но выявить признаки и критерии цикла всегда можно самостоятельно и даже интуитивно, если начать исследовать и постигать догматы. Это говорит о том, что для взятого искусства базовый принцип двигателя не меняется, стремиться сохранить себя как основу композиционного строя. Но охотно модифицируется и усложняется при необходимости в тех или иных новшествах.
Также стоит отметить, что произведение может иметь двигатель, может не иметь двигатель или может иметь сбоящий двигатель. Последний вариант встречается все чаще из-за разрыва цепочки передачи традиций, то есть тех самых догматов. Но это не столь важно, как возникающий в каждом из приведенных случаев вопрос о главенстве зрителя. Вовлеченность во временное произведение со стороны самостоятельно генерирующего время существа может возникнуть только в случае его включенности в цикл. То есть при наличии цикла в произведении, он всегда стремится к поглощению собственного у зрителя. Однако и без проводника или транспортера по композиции тоже может возникать интерес к уже самостоятельному движению по хитро предложенным элементам. Ведь дойти до картины уже достаточно, чтобы ее спокойно увидеть и перевести во время своего мышления без дополнительных средств. Мы же будем исходить из того, что для определения искусства с временной состовляющей как такового необходим собственный работающий двигатель, инструмент вовлечения постигающего, его транспорт по распростертой во времени восприятия композиции. Иначе оно так и останется пространством, пусть и причудливой формы.
Обозначим главные признаки двигателя композиции. Это его тело, обеспечивающее цикл из последовательности преобразований одного объекта - тактов, или фаз. И сквозной для всей системы объект - носитель предсказуемых перемен, или топливо. Он обязательно претерпевает изменения при работе двигателя, преображается, но всегда присутствует во всем двигателе сразу, как и во всем произведении, если бы мы развернули их в пространство. Также объект-топливо всегда существует одновременно со зрителем и обладает с ним некоторым подобием, поскольку является гарантом воздействия на последнего. Механизм этого воздействия бывает разный, но общий смысл в том, что без того или иного подобия зрителю невозможно включение его внимания в цикл. Также стоит объявить, что та или иная конфигурация двигателя ведет к повышению или понижению его мощности, эффективности и стабильности. То есть влияет на сложность, дороговизну своего производства и на популярность у публики.
Не случайна и формулировка движка с привязкой к композиции. Ведь с одной стороны, его усилиями мы управляем зрительской вовлеченностью, двигаем человека по нужному нам маршруту из так или иначе сконструированных участков пространства, формируя время. Но с другой, сами же и передвигаемся по нашей композиции, одновоременно с тем творя ее. Как рельсоукладчик движется по рельсам и продолжает их вектор далее и далее в нужном направлении, так и наш двигатель делает то же самое для авторов, а затем возвращается в начало и принимает на борт уже зрителя. Это универсальный инструмент, который способен раскрыть природу интереса к временному произведению с одной сторроны, явить и определить своим устройством вид используемого искусства с другой, и дать автору свободу в создании любых композиций с еще одной. И его универсальное для любого искусства описание будет дано, как ни странно, на языке кино - структурном и самом конкретном уровне устройства времени.
Аналогия с двигателем опирается на принцип сквозных для временной композиции объектов, будь то рассказчик, герой, исполнитель, ведущий или нововведенный ВЯК наблюдатель. Но помимо этих топливных элементов охватывает и способ их реализации для зрителя. То есть описывается цикличность изменений в тесной взаимосвязи со способом записи и проигрывания. Условный и упрощенный пример из музыки: допустим, есть мелодия в нотной записи на 24 такта и ее исполнитель. При игре на инструменте с возможностью динамического изменения громкости он пользуется определенной схемой. Каждый первый такт он играет тихо, второй - громко, третий - умеренно, четвертый - снова тихо. И этот цикл повторяется 6 раз. Такое исполнение не меняет мелодию, но производит удерживающее воздействие на слушателя, так как его внимание тоже циклично. Вспомните, насколько скучно бывает слышать монотонную игру, слуху просто не за что зацепиться. При этом исполнитель явно представлен сразу в двух пространствах: зрителя и самой музыки, как и его инструмент. Разворачивает мелодию из пространства нотной записи во время, сливаясь с ним. И манипуляции эти повторяются из раза в раз, двигая композицию дальше.
В нашем случае главным инструментом является камера и ее реализация для зрителя - экран. Но вполне вероятно, что с появлением новых способов запечатления и трансляции будут рождаться иные варианты двигателей композиции для кино. Та же сцена, на которой продолжают играть музыканты, - ни что иное как старый вид экрана, то есть попросту аналоговое средство доставки искусств до зрителя. Поэтому сегодня люди для скрина пишут скринплей, а для сцены - сценарий. Но если сцена может вмещать не только театр, но и балет, цирк, танец, песню, читку и так далее. Она не принадлежит одному искусству. То с экраном все то же самое в большей степени, ведь экранизировать можно даже газету. Это уже современное и более массовое устройство трансляции. До которого, конечно, тоже существовали прогрессивные средства: всяческие трехмерные книжки, шарманки, практически карманного размера кукольные театры. Но именно универсальность экрана оказались его преимуществом и главным фактором популярности. Да, концептуальных сложностей при его использовании для того же театра хватило, чтобы он сильно трансформировался. Но это не значит, что этот способ наглядной передачи мыслей и чувств не надо называть по имени. Ведь если этого не делать, то мы легко встанем на путь самообмана, принимая старое-доброе действие за нечтно совершенно иное, когда будем смотреть его сквозь очередное новаторское устройство.
И даже спустя порядочное время использования экрана, экранный театр все еще путается с экранным кино. Здесь придется признать, что каждый новый способ трансляции медиа или искусства вполне способен стимулировать не только эволюцию старого, но и рождение нового вида медиа или искусства. Тот же театр не существовал до сцены, но оказался совместим с экраном. До изобретения которого, в свою очередь, не существовало кино. Поэтому в процессе разбора принципа работы двигателей мы будем анализировать в основном прогресс экранизированного театра, и немножко варьете - то есть телевидения, в сопоставлении с застоем кино. Поскольку миграция театра со сцены на экран остается уникальным историческим событием. И потрудимся вывести критерии и пример двигателя для уже нашего искусства, опираясь на опыт старшего соседа по площадке. Это значит, что акцент при разборе существующих методов работы с экраном будет стоять на его театральном наполнении. Что позволит более детально исследовать элементы хорошо испытанных двигателей и еще яснее проявить разницу между этими двумя искусствами.
В пространственных разворотах - иллюстрациях - типовые тела двигателей, то есть пространственные развороты последовательности изменений топлива, будут дополнительно обозначаться словами "ранний", "поздний" и "современный". Что поможет проследить этапы совершенствования работающих двигателей. Но это не значит, что те или иные элементы, или детали, предложенных циклов не существовали и раньше. Здесь основной интерес смещен в сторону полностью укомплектованных и освоенных упаковок, а не новаторских решений отдельных лет. В то же время приставка "ранний" не означает, что данный способ экранизации безвозвратно устарел, как и "современный" не стоит на пике той или иной мысли. Любой автор волен изменять в необходимом для его композиции ключе предложенные типовые двигатели, и разумеется, создавать свои. Наша цель - разобрать в принципе их устройство и вывести общую модель. Так что не стоит огорчаться и тем, кто занимается другими видами временных искусств. Поняв идею, можно легко менять наше топливо и агрегат на что душе угодно и близко автору. И на базе своей временной константы конструировать чудесную машину ее изменений, а вместе с тем - зрителя.
РАННИЙ ФОТОТЕАТР И КИНОТЕАТР: