ОПРЕДЕЛЕНИЕ:
кинообъект, характеристики которого объединены одним значением.
ОПИСАНИЕ:
Подавляющее большинство видимых нами в жизни объектов таковы. Их скорость, форма, цветность и звучание созависимы, воспринимаются как целостность. В какой-то мере даже предсказуемость своего времени. Что ждать от чайника всем ясно. Однако именно в таких объектах раскрывается мастерство автора в работе с предметами и актерами, их монтаже. Когда не нужно думать о том, воспримет ли зритель объект как таковой, появляется возможность придумать ему маленькую жизнь, маленькую судьбу в образе. Ведь все чайники кипят по-разному. Это определенная эстетика, безусловно. Особенно интересны эксперименты с привычными объектами и их видом в наблюдателе, запечатлевающие отношение к ним. Но и здесь кроется маленькая сложность, маленькое уточнение. Так как объектами являются предметы, нужно помнить, что они могут быть как вещами, так и просто предметами у той или иной публики. С одной стороны этот факт может буквально заставить чайник кипеть, а с другой, позволяет ему быть лейкой или графином. Зритель обязательно обратит внимание на неверное, по его мнению, значение объекта. И наоборот, может заскучать, если эти значения всегда совпадают с реальностью. Немаловажно и то, что не все предметы рукотворны или обладают вещностью, если шире. Камень более свободен от устоявшейся функции, нежели вилка, с ним можно строить невообразимые сочетания, поражающие уже натуралистичностью, а не конфликтом опыта зрителя с видимым на экране.
Существуют и составные объекты, ставшие для нас чем-то целостным. Это, к примеру, объявление станции в метрополитене, привязанное к дверям поезда. Кажется, что источники визуальной и звуковой информации никак не связаны между собой, и это так. Но стоит автоматике дать сбой и не озвучить название станции, как люди обнаружат, что выхода из вагона нет, хотя двери открылись как обычно. Таких вариантов много, привычка делает свое дело и мы увязываем в объект нечто физически разделенное. Если повторить трюк с дверьми на экране, то вряд ли можно будет получить что-то интересное. Скорее зритель автоматически подтянет необходимый звук из памяти и не почувствует перемены. А если она произойдет, то вырвет из текущего времени передачи, а не создаст художественный эффект. Согласованный объекты призваны быть самими собой и тянуть нить выражения дальше и дальше в своей связи, а не стараться порвать ее и выделиться на общем фоне. Для этой цели, некоторой динамики и подначивания интереса к видимому существуют неизвестные зрителю согласованные объекты и вовсе — несогласованные.
Если мы берем условный чайник, то какой бы он формы ни был, его значение считается довольно быстро. Нам доступны эксперименты с неопределенными формами или интересными укрупнениями чего-то известного, которые могут стать значимыми на экране. Это известный трюк часто используется, чтобы растормошить засыпающего зрителя. Однако интересна и присущая незнакомым объектам художественность, если их значение неопределимо, но сами они вновь и вновь являются нам. Такие объекты отнюдь не пусты, как может показаться на первый взгляд. Просто их значение известно сначала лишь автору и учитывается при построении образов. Конечно, зачастую, где-то к концу произведения все с ними становится ясно. Но наиболее удачны те применения незнакомых никому объектов, где они остаются таковыми навсегда и заставляют гадать, думать и ждать. В противовес таким удачным находкам лежат не менее занятные формы. Это желанные в реальной жизни объекты. Конечно, они знакомы, но мало кто откажется раз за разом наблюдать бриллиант или что-то подобное. Они ведут себя на манер незнакомых, тоже уводят в личные мысли. Но делают это менее аккуратно. Если для черного ящика искать разгадку зрителю хочется в самом произведении, то для ящика с золотом все куда банальнее. Можно не уследить и ненароком увести воспринимающего в личные мечты и грезы, вернуть из которых к кино будет чрезвычайно сложно.
В структуре передачи:
› скорость, форма, цветность и звучание объекта исходят от полноценно наблюдаемого и имеющего аналог в жизни феномена;
› составляет основную массу объектов передачи;
› выстраиваются в легко усваиваемый и одновременно приходящий с восприятием смысл;
› имеют стойкие значения и не требуют означивания (если известны, может помешать нужному смыслу);
› могут быть знакомыми или незнакомыми зрителю.
В восприятии зрителя:
› расслабляет зрителя, если знаком, и напрягает, если незнаком;
› если незнаком, требует времени на узнавание, иначе дальнейшие объекты не будут увязаны в смысл;
› наиболее активно работает с чувственным восприятием посредством наблюдателя;
› если является объектом собственной системы ценностей зрителя, может нарушить или обогатить выражение.
__________
Сознательная расстановка незнакомых согласованных объектов в композиции передачи важный инструмент. Если в качестве объекта используется человек, надо помнить, что он всегда изначально незнаком (часто компенсируется использованием знаменитых людей в качестве объектов-героев). Необходимо понимать, что знакомые объекты настолько легки для восприятия, что могут не просто расслаблять зрителя, но даже приносить удовольствие и радость. Этим эффектом обусловлено желание зрителя пересматривать передачи, искать в них оставшиеся незнакомыми объекты (и с ними новые смыслы). Это естественный процесс отдыха восприятия, в котором человек не ждет опасности (может и используется в идеологических целях массовым включением знакомых согласованных объектов в выражение или искусственным созданием таковых).
Также использование незнакомых объектов может вызвать дискомфорт у зрителей, которые не могут сразу понять их значение. Поэтому важно умело интегрировать такие объекты в композицию передачи, чтобы они не отвлекали внимание от основного содержания, а наоборот, усиливали его воздействие. Кроме того, использование незнакомых объектов может помочь передать авторскую идею и создать уникальный антураж или имидж всей передаче (то есть быть включены в резюмирующий образ-представление произведения), ведь они запоминаются. И когда кто-нибудь попросит рассказать, о чем же было увиденное, в ответ послышится: «чайник-лейка в метро, черный куб и что-то там про объекты».