ОПРЕДЕЛЕНИЕ:
личный или заимствованный опыт прямого наблюдения явлений и событий.
ОПИСАНИЕ:
Наблюдение реальности — процесс нетривиальный. В повседневной жизни мы отдаем предпочтение смыслам в большей степени, нежели значениям. Мышление отделено от пространства и занято решением сложных задач. Но из смыслов нельзя создать смыслы, как из кофе не сварить кофе. Необходимо опускаться на ступень ниже, к зернам: значениям, затем — объектам, и в конце — к предметам. Добиться осознания своего восприятия нелегко. Но это единственный путь любого художника.
Когда этот навык получен, появляется возможность конструировать реальность нужным образом для передачи смыслов другим людям. Преимущество и уникальность кино — временного искусства — состоит в том, что оно не работает напрямую со значениями, как это делает литература. Объекты — не слова, а образы — не предложения. Зритель, идущий в кинозал, сознательно отказывается от личного потока чувственного восприятия, чтобы постичь нечто иное, незнакомое, новое — взгляд другого человека.
Чтобы это случилось, необходимо отказаться от любой знаковой системы. Только грубая действительность в виде абсолютно материальной последовательности объектов есть суть кино. Эта последовательность проявляется под действием анализа своего опыта наблюдения реальности как причины той или иной мысли или чувства. Их доступность для зрителя определяется лишь качеством проделанной работы, поскольку механизм восприятия одинаков для всех и поистине интернационален.
В структуре передачи:
› набирается в процессе осознанного взгляда;
› наиболее близок выражению;
› выстраивается в смысловые ряды и дополняется до состояния выражения;
› влияет на логику выражения;
› поставляет готовые образы;
› позволяет напрямую передавать восприятие мира от автора к зрителю.
В восприятии зрителя:
› воспринимается как факт;
› слабо подвержен осмыслению через ассоциации;
› сам по себе часто бессмысленен (не обладает собственной смысловой конструкцией);
› заставляет воспринимать содержание через последовательность образов.
РАЗНОВИДНОСТИ: реальность, сон, фантазия, память, измененные состояния и т. п.
__________
В истории кино служит основой «сюрреалистических», «смонтированных из хроники документальных», «монтажных художественных», «идеологических» передач. Подразумевается (искусственно создается) при работе над натуралистическими (насыщенными созерцанием) кино-, теле- передачами. Позволяет не задумываться над «рассказываемой историей» в производном материале, сразу выстраивать выражение из объектов съемки без литературного посредничества.
Его применение требует особого подхода и мастерства. Кинорежиссер должен уметь видеть и передавать эмоции через простые объекты, из последовательности наблюдения которых рождаются глубокие смыслы и образы. Это требует тонкого понимания психологии зрителя и умения работать с камерой. Технически, для создания эффекта реальности используются различные методы, которые могут придать ощущение присутствия и позволить зрителю полностью погрузиться в пространство натуры, будучи при этом заключенным во времени камеры.