4.4.2`
Косвенный монтаж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ:

монтажная связь кинообъектов по различной характеристике.


ОПИСАНИЕ:

Подобие может быть обнаружено не только в одном, но и в различных свойствах объектов. Где форма одного может быть схожа со звучанием второго. Например, скрипка и игра на ней из динамика. Здесь важно не скатиться в умозрительность и монтаж без развития смысла. То есть художество ради художества. Ведь косвенный монтаж скорее повторяет особенности ассоциативной увязки объектов в образы и может помочь обуздать желание зрителя уйти в собственные память и воображение. Заставить его остаться в передаче при довольно серьезной смене в ней смысла или даже темы, то есть при прыжке в новое выражение. Не редко даже именитые авторы совершают ошибку, применяя косвенный монтаж там, где он не нужен, например, дают табличку со словами «зеленый луг», а затем сам зеленый луг. Это выводит зрителя из непрерывности наблюдения, выбрасывает его из передачи и не оправдано ничем, к сожалению. С одной стороны, это редкая и очень интересная вещь в кино, а с другой, почти всегда довольно банально решенная.

Но телевидение гораздо более натаскано в применении косвенного монтажа, например, один ведущий может назвать и описать другого ведущего, а затем тот явится на экране и, заметьте, начнет свое выражение. Или ведущий может рассказать что-либо, а затем пригласить это увидеть на экране, и так по несколько раз. Это интересно и может быть применено в кино. Но не стоит ограничивать доступные вариации лишь тем, что уже есть. Общая схема известна, это подобие. Нам открыто бесконечное поле экспериментов по увязке цвета и скорости, к примеру. Важно лишь соблюсти условие смыслового перехода, которым пренебрегали в угоду развития монтажа как такового теоретики начала прошлого века. Мы же знаем уже гораздо больше и опыта имеем предостаточно. Единственное, что напрашивается лишь в мыслях, так это то, что косвенный монтаж естественно работает и не тормозит передачу, при условии подобия не просто одного свойства в другом, но и их скоростей. Кажется вполне реалистичным, что умозрительность исключается тогда, когда предпосылкой косвенного монтажа является склейка двух объектов, в одном из которых мы наблюдаем объективное время, выраженное в цвете, к примеру, а в другом, в звуке. То есть подобие выглядит как скорость цвета одного и скорость звука другого. Этакий метрический переход в другую степь.

Отдельный интерес в свете истории использования косвенного монтажа в телепередачах по увязке ведущих, героев и иных объектов представляет вопрос наблюдателя. Характер этих подобий таков, что названый тип монтажа подкрепляет переход из одного времени в другое, что часто воспринимается как многоплановость пространства и повествования главного ведущего, располагающегося как бы на верхнем уровне, ближе всего к зрителю. Это может быть использовано в процессе дегероизации кино. Введение различных между собой наблюдателей и их косвенный монтаж по ходу передачи способен с лихвой покрыть первичную дезориентированность зрителя, не наблюдающего привычную фигуру-проводник по истории. Вообще история нечасто, как ни странно, дается в кино именно кинематографически. То есть не рассказывается литературно, не проходится ногами героя театрально, не показывается ведущим телевизионно, а лишь выражается автором и наблюдается зрителем. Развитие наблюдателя, введение нескольких таких по ходу времени и мыслей, использование косвенного монтажа изменяет кино и делает из него все-таки самостоятельное искусство.


В структуре передачи:

› связывает объекты по подобию (форма-цветность, форма-звучание, скорость формы-скорость звучания и т. д.)

› чаще и повторенный, и продленный одновременно (когда повтор ритма и есть развитие ритма);

› редко встречается в кино;

в основном связывает различных наблюдателей или различные образы.


В восприятии зрителя:

› тяжело воспринимается зрителем без развития смысла;

незаметен, когда связывает образы или наблюдателей (то есть при развитии смысла);

› может излишне напрячь и дезориентировать зрителя, если дан слишком часто.

__________

Описания косвенного монтажа также созданы в начале ХХ века. Но в современном кино он практически не встречается. Кроме телевидения чаще всего его можно различить в «смонтированных из хроники документальных фильмах», но в них он часто применялся в надежде на увязку неувязываемых значений в смыслы и выглядит странно. Заниматься косвенным монтажом сегодня — значит делать новое кино (можно обратиться к опыту современной рисованной мультипликации, где смена формы диктует смену всего остального, в этом случае необходимость в развитии смысла более вероятно будет рождать примеры удачного косвенного монтажа). Ведь он позволяет вязать объекты и образы, которые на первый взгляд кажутся непохожими, то есть оправдывает (облегчает) самые смелые и сложные конструкции, способные внедрять эффект глубокого или масштабного пространства (параллельного взгляду), но не через сами пространственные планы, а через время объектов.