4.4.1`
Прямой монтаж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ:

монтажная связь кинообъектов по одинаковой характеристике.


ОПИСАНИЕ:

Из свойств объектов нам доступны их скорость, форма, цветность и звучание. Объединяя скорость или метр, движение одного и другого объекта, мы ставим их в очень серьезное подобие, даем увидеть их сходство, а значит, как будто даем понять, что они одно и то же или одно целое. Это требует от них быть таковыми прежде всего по смыслу. В условиях героического произведения мы не обнаруживаем с этим проблем, ведь герой — сквозной объект всех образов, каждый раз является собой, а не чем-то иным. Именно в таком виде большинство кинопроизведений и создаются, то есть монтаж в своем первобытном виде так и служит лишь средством создания эффекта целостности состояний героя, при их склейке. Но если мы чуть отдаляемся от театральности, то обнаруживаем, что в свободных от героя кусках «фильмов» такой монтаж раскрывает свою суть, увязывая движения крон деревьев и платья танцующей девушки, к примеру. То есть используется так же, для увязки в целостный образ, но уже разных объектов. На этом список применений не заканчивается, монтаж по скорости может продлевать характер движений объектов, подчеркивая их уникальность, порождая контрапункт уже не местного для конкретного времени, а сквозного для всей передачи характера. И многое другое, на вкус авторов, но с оглядкой на первостепенную важность смысловой связи монтируемых объектов или их состояний. Что, впрочем, характерно и для любого другого способа монтажа. Важность монтажа по скорости, движению объясняется тем, что ему приходится уделять много времени при сборке. Ведь, занимаясь им, мы фактически работаем с метром всего произведения, плавно меняя его или скачкообразно, но согласно необходимости, а не просто так, как вздумается. И конечно, ВЯК позволяет планировать такой монтаж даже до самой съемки, на бумаге, облегчая как ее саму, так и последующую сборку.

Форма, цветность и звучание объекта могут иметь собственную скорость, а могут быть статичны. Разберем для начала второй вариант, в таком виде объекты объединять очень просто. Достаточно лишь повторить или сделать очень похожим свойство одного и другого объекта. Выходит довольно слабая связь, намекающая на принадлежность или общность предметов, их тематической привязки. Таким монтажом можно выделять предметы, которым суждено стать объектами в следующем образе. С помощью него, чередуя подобие цвета и формы можно создавать довольно длинные обзорные цепочки, задающие пространство и т. д. и т. п. Это самый употребимый монтаж в наше время. Его сложность кроется лишь в том, что он слишком легко усваивается зрителем, им очень просто перенасытить передачу. Надо знать меру такому монтажу и не красить все розы в красный цвет. Иначе зритель будет лишь любоваться подобиями, но не воспримет смысла.

По иному смотрится монтаж формы, цвета и звучания, обладающих собственной скоростью, то есть меняющихся в объекте. Здесь идет уже более сложная работа, включающая в себя значения объектов. В современном кино говорящие головы говорят, то есть произносят слова, которые имеют значение. Это меняется звучание объектов. Переход от одного к другому уже давно не обусловлен лишь порядком реплик, а стремиться использовать монтаж по скорости звучания, то есть уподоблять, например, речь и гул линий электропередач, ставя их рядом. Но не только звучание может говорить о собственном времени объекта. Его форма и цвет тоже могут меняться. Это и всяческая текучесть воды, вывески, бегущие строки, динамическое освещение и многое другое. Суть в том, что и это можно связывать в монтаже. Более того, контрапункт основан на существовании двух скоростей в одном несогласованном объекте. А для их поддержания нужен монтаж, который способен создать такое и не в одном, а в целой череде различных объектов. В общем и целом, прямой монтаж стремиться уподобить скорость скорости, цвет цвету, звучание звучанию, а форму форме. Но обнаруживает в себе и неформальный инструмент поддержания сложных смыслов.


В структуре передачи:

› зрительно связывает объекты только по скорости/форме/цветности/звучанию;

› может быть продленным или повторенным;

› наиболее часто встречается в кино;

в ряде несогласованных несвязных объектов ведет к двойственности смысла («контрапункт»);

› в немом кино связывает только скорость, форму и цветность;

› в современном кино чаще связывает только скорость, форму и звучание (т.к. цветность упрощается до тонирования).


В восприятии зрителя:

› легко воспринимается;

наиболее реалистично связывает объекты в составе образа;

› может стать явным без специальных усилий, если используется для связи образов в большом формате.

__________

Полные описания монтажа по скорости, форме и цветности (оттенкам серого уделялось много времени) созданы еще в начале ХХ века и легкодоступны. Но его применение в современном кино ситуативно и не организовано в единое стилистическое решение передачи. Только звучанию уделяется особое внимание, что, конечно, оправданно, но не в таких масштабах. Монтаж по цвету и форме в связке с монтажом по звучанию можно увидеть в «недостойном глаз критика» американском кино 90-х годов прошлого века, и он продолжает успешно работать в его восприятии. В них же существуют и менее удачные (от того более явные) примеры употребления прямого монтажа, когда он связывает конечный объект одного образа (сцены) и начальный объект следующего за ним. Что сразу бросается в глаза, так как неуместно, но для понимания сути очень хорошо.