4.4.3`
Повторенный монтаж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ:

монтажная связь кинообъектов, при которой характеристика повторяется.


ОПИСАНИЕ:

Более конкретно стоит поговорить о механизме подобия как такового. Где оно белее выражено, а где менее заметно. В нашем веке не составляет труда точно воспроизвести какой угодно объект, буквально клонировав его. И полученная копия будет подобна оригиналу, но не всегда окажется интересной в плане монтажа. Гораздо важнее частичное, а не полное соответствие предметов. Например, банан и трубка телефонного аппарата как подобие лишь по форме. Или тот же банан и что-то желто-зелено-коричневое. Повтор именно части свойств одного предмета в другом как бы сближает их значения в образе, то есть поддерживает смысловую связь, которую хочет дать автор.

Но не всегда подобие воспринимается как повтор. Взять хотя бы двух собак. Нужно явное и в то же время скрытое в предмете свойство, которое можно воспроизвести. Конечно, проще всего это сделать через объективное время, заставив собак лаять. Или использовать одинаковую окраску. Здесь нельзя заигрываться. В стремлении создать повтор свойства, уподобив предметы, можно легко создать отношение оригинал-копия, а не оригинал-оригинал. С другой стороны, и это может быть полезно для образа. Даже полностью идентичные предметы можно заставить работать на монтаж, установив их в образы, существующие в параллельных временах. Создастся интересный эффект различия идентичного из-за невозможности бытия в двух местах одновременно. Так что подобие, каким бы оно само по себе не являлось, в смысле способа создания, глубоко ситуативно и зависит от содержания конкретного образа. Контекст, если этим словом можно назвать время вне текста, определяет необходимую степень родства предметов, их сходства. Диктует способ повтора свойств.

Монтаж, конечно, определяется смысловой конструкцией, но не обязан ей уподобляться. Наверняка было бы довольно скучно видеть повторы лишь там, где сами значения объектов связаны. Это бы слишком сильно упрощало просмотр, что иногда может быть и не нужно. Бывает интересно видеть конфликт монтажа и времени, то есть повтор характеристик там, где нет смысловой увязки объектов в образ. Такая схема рождает загадки, над которыми приятно поразмыслить, заявляет неявные смыслы, обогащающие передачу. Это излюбленный прием в сюрреалистическом кино, где структуры монтажа и структуры образов могут довольно сильно расходиться, вплоть до порождения не просто двух линий времени и смысла, а гипперконтрапункта формы и содержания на протяжении всей передачи. Здесь важно не перебарщивать. Конечно, можно сказать, что какой-нибудь хаотичный порядок объектов в купе с таким же хаотичным монтажом довольно загадочен. Но не будет в нем смысла — не будет и того, ради чего хочется смотреть эту последовательность. Напротив, излишняя причинно-следственность, да еще и безмонтажная, окажется слишком скучна. Важен баланс, вообще кино вечно балансирует, сваливаясь в схемы то одних, то других искусств. Но в этом, наверное, и есть его красота.


В структуре передачи:

› повторяет значение одного объекта в другом;

› наиболее встречаем в кино;

› может быть прямым и косвенным;

› в основном связывает значения объектов, относящихся к одному процессу;

чаще встречается в объектах, существующих единовременно;

› используется в образе, охватывающем единовременное для нескольких объектов событие материала;

› используется на стыке (открывающем и закрывающем объекте) разных наблюдателей.


В восприятии зрителя:

› тяжело воспринимается, если связывает объекты в разных временах (кроме наблюдателей);

› незаметен, если связывает объекты-участники одного события материала;

› часто используется для увязки звучания и формы разных объектов, имеет привычку зрителя к восприятию их как одновременно существующих моментов;

не работает для связки параллельно длящихся смысловых линий, выраженных в последовательности несогласованных объектов.

__________

Передачи с явно выраженным единым ритмом видимого и слышимого используют повторенный монтаж, чередуя передачу смысла между визуальной и звуковой составляющей. Наиболее часто встречается в удачных видеоклипах (не изображающих речь), где смысл не существует параллельно, а разбивается между двумя способами его восприятия. В «немых ритмических фильмах» плохо воспринимаются без озвучания диктором (дополняющим смысловые пробелы) или без музыкального сопровождения. Также повторенный монтаж сохранился в мюзиклах, где работает качественно, и в «клиповых фильмах», где образы ограничены песней (или куплетом), а выражение строится на смысле, рождающимся из их последовательного восприятия. Кроме того, повторенный монтаж может использоваться для создания комического или иного эффекта, когда одно и то же действие или ситуация (в его объективном свойстве, разумеется) повторяются несколько раз подряд. Это может вызвать у зрителя чувство удивления или смеха.