!
  • ВЯК › Киноформат

3`
Киноформат, или условность, что правит всеми

ОПРЕДЕЛЕНИЕ:

форма и способ организации визуального сообщения на экране.


ОПИСАНИЕ:

Борьба за внимание зрителя составляет большую часть работы с экраном. Извечным интересом кинематографиста является изобретение способов ненавязчиво подталкивать взгляд воспринимающего к нужному объекту. Таких приемов историей кино накоплено множество. Выделить какие-то из них как классические или правильные невозможно, хотя в популярной литературе и в якобы авторитетных источниках такие попытки почему-то встречаются до сих пор. Наше внимание сильно зависит от стиля мышления, от современного состояния медиа, даже от настроения и текущей установки. То, что работало в начале века или дня, не будет работать в конце, и наоборот. При всем обилии описаний частных случаев для каждого десятилетия, по какой-то причине не развито общее понимание формата. А именно: формы границ, внутри которых существует кино, и способа наполнения этой формы.

В чем опасность мыслить формат в виде кадра, так это в том, что фотография, даже движущаяся, несовместима по способу восприятия с кино. В ней зритель сам выстраивает последовательность объектов. И как бы автор не старался повлиять на этот процесс инструментами плоскостной композиции, он не в состоянии напрямую вести взгляд. Поэтому не стоит забывать, что кино — родоначальник единственного в природе временного способа управления вниманием — монтажа. Он базируется на свойствах внимания как такового, на принципах спайки образа-времени. И они вечны. Достаточно лишь забыть о существовании кадров, фокусных расстояний, пространственной композиции и посчитать все то, что останется. Это будет форма границ, наполнение ее объектами и их монтаж.

Форма границ формата в кино принципиально важна. Она ни в коем случае не должна ссылаться на существующие каноны пространственных композиций и их обрамлений. Объекты, увязшие в плоской сети «золотого сечения», не способны быть временем как таковым, они есть пространство, требующее от зрителя двигать взгляд. Их смена в нужном порядке возможна лишь двумя способами: поочередным явлением или движением в различных формах — малый формат, или в одной форме — большой формат. И если для первого все максимально просто и понятно, достаточно лишь поочередного явления. То для второго требуется четкое понимание временной композиции всего сообщения. Она не заканчивается границами формата, а простирается сквозь все произведение, то есть работает как между образами, заключенными в формат, так и между объектами внутри этого формата. И конечно, границы самого образа могут не совпадать с границами формата его представления на экране.


В структуре передачи:

› подбирается вместе с материалом и зависит от него;

› глобально управляет способом восприятия передачи;

› влияет на масштаб и стоимость передачи;

определяет степень свободы зрительского внимания;

› определяет принцип построения выражения.


В восприятии зрителя:

› влияет на количество воспринимаемых (подконтрольных и неподконтрольных автору) смыслов;

› влияет на степень интеллектуального напряжения во время просмотра;

› характеризует интерпретативность передачи;

› воспринимается как удобство или неудобство просмотра;

необходимо помнить, что в сообщении экран и зритель связаны (если экран начинает «говорить и показывать», то он обретает собственную сущность, и зритель теряет с ним контакт, то есть выходит из состояния погружения).


РАЗНОВИДНОСТИ: большой; малый.

__________

Во времени передачи может быть использован и большой, и малый формат. Но такое построение требует вдумчивости, т.к. слишком частая или необоснованная его смена может запутать зрителя (со сменой формата меняется и способ просмотра передачи). Также необходимо помнить, что формат почти всегда меняет свои свойства в зависимости от размера и формы экрана просмотра, то есть от физического размера и положения объекта зависит его успешное восприятие (это учитывается при построении выражения, если передача транслируется на разных устройствах).

Важно также учитывать, что формат может меняться в зависимости от материала передачи. Например, эпическое произведение может использовать большой формат для передачи особенного масштаба происходящего, в то время как комедийный сериал может предпочесть малый формат для быстрого и динамичного временного представления камерных пространств. Выбор формата должен быть осознанным и соответствовать общей концепции и стилю всей передачи.