• ВЯК › Киновыражение

4`
Киновыражение, или бывшее будущее искусство

ОПРЕДЕЛЕНИЕ:

собственный кино художественный процесс передачи и активации смыслов с помощью последовательного расположения кинообъектов во времени.


ОПИСАНИЕ:

Чтобы понять природу выражения, надо заострить внимание на том, что мы воспринимаем в процессе просмотра кино. Ведь мастерство появляется там, где-то, что делает автор, идентично тому, что видит зритель. И это предметы и их пространства. Один за другим они сменяются на экране и последовательно воспринимаются глазами, становятся объектами и их чередой. Мастерство кинематографиста — это способность управлять этим процессом так, чтобы объектами становились нужные предметы. И когда мы говорим, что выражение есть там, где есть последовательность объектов, подразумеваем, что в нем нет случайных предметов. Конечно, зритель и сам обладает образным представлением реальности, ему достаточно просто дать пространство. Но, как бы не хотелось списать этот труд на воспринимающего, невозможно говорить об искусстве там, где автор не создал ни одного образа самостоятельно. И не с проста кино часто сравнивают с литературой или музыкой. Достаточно лишь представить себе разницу между беспорядочным и очень стильным, к примеру, набором слов/звуков и их произвольной последовательностью в виде мелодии или речи.

Но сравнение не должно приводить к тривиальному включению одного искусства в другое. Это всегда конфликт, всегда противопоставление с целью опознания отличительных черт вещей. Количество отличий литературы, музыки и кино в сотни раз превышает число сходств. И именно этим объясняется тот факт, что дальше определения «фраз» и применения литературных и музыкальных композиций в теориях кино прошлого века дело не дошло. Выражение невозможно охарактеризовать как какое-либо деление текста. Это целостное по своей сути выражение определенной идеи, но передача может включать несколько выражений. Самая адекватная аналогия, доступная нам в литературе — это риторика, а не история. Риторический текст всегда целостен, опирается на объединенный материал, обладает определенным стилем и законченной композицией. Но в кино нет ритора. Выражение — просто замена реальности зрителя. Да и искомых для сравнения форм, содержащих несколько риторических высказываний, кроме как сборников статей, у нас нет. Музыка оказывается ближе, если взять, например, построение симфонии. Она состоит из вполне самостоятельных частей: экспозиции, разработки, репризы, коды. А вместе они рождают нечто целое, хоть и беспредметное. Так и выражения, опираясь каждое на свой материал, формируя свою временную композицию и передавая определенное настроение и мысль, могут вместе складываться в единое произведение.

Продолжая это сравнение, хочется все-таки растолковать отказ от кадров. Любое временное произведение обладает носителем, без которого оно не может существовать. И этот носитель един, также, как и само произведение. Временная составляющая в пространственно-временном виде искусства — театре — заключена в персонажах. Они обладают объективным временем, выражают образ этого времени. Именно поэтому герои — это образы, но одновременно с тем еще и предметы в пространстве сцены, то есть — изображения. Один и тот же текст может быть представлен в виде книги, газеты, свитка, электронного носителя, даже рта человека и т. д. Нюансы восприятия текста с разных носителей отличаются, но сам текст от этого не меняется. Музыка может быть зафиксирована в нотной записи на бумаге или в электронном виде, может исполнятся одним, другим, третьим музыкантом. Может звучать из разных инструментов и даже быть распределена между набором таких инструментов. Ее можно записать на магнитную ленту или цифровым диктофоном, воспроизвести с пластинки или из интернета. Но музыка одна и та же. Можем ли мы представить себе писателя или ритора, который выражал бы свои мысли не текстом, а страницей, не речью, а диктофоном? Или композитора, который работал бы не с нотацией, а с плеером? Очевидно — нет. Так и кино не заключено в рамки кадра, любых иных материальных или псевдоматериальных кусков потоковой записи. Не обладает никакой пространственной композицией. Выражение — это не то, что видит режиссер на съемочной площадке, не то, что пишет сценарист и даже не то, что снимает оператор. Выражение — это то, что воспринимает зритель. А именно: временная композиция объектов.


В структуре передачи:

› одно выражение передает только одну идею, но включает в себя множество смыслов;

› состоит из образов;

› формируется из материала;

› зависит от формата;

› организует образы в смысловую конструкцию (последовательность);

› подчинено логике восприятия, а не высказывания;

стремится повторить человеческий взгляд (облегчить сообщение);

› как и в случае материала, в передаче может быть представлено не одно выражение;

› смыслы выражения сильно зависят от вероятности собственных ассоциаций зрителя и случайного восприятия объектов (компенсируется продумыванием ассоциаций внутри передачи и внедрением якобы случайных/свободных образов и объектов).


В восприятии зрителя:

замещает или заставляет непрерывно работать в заданном ключе собственное восприятие зрителя (время и память зрителя изолируются временем и памятью передачи);

› не замечается зрителем при успешном функционировании;

› встраивает идею передачи в мышление зрителя (т.к. зритель при просмотре сливается с экраном и воспринимает смыслы и чувства непосредственно);

› по окончании восприятия выражения зритель всегда оценивает переданную им идею как результат своего личного опыта, но с позиции резко включающегося мышления (которое может быть замещено другим выражением);

› прерывание успешно функционирующего выражения раздражает зрителя;

› является уникальным средством передачи опыта прямого наблюдения явлений и событий (может носить обучающий характер).


РАЗНОВИДНОСТИ: различается по длительности, композиции, образному составу и т. д.

__________

Присутствует в любом аудиовизуальном временном произведении, даже если специально не выстраивается автором, поскольку способно строится самим зрителем из предложенных предметов на экране. Может не совпадать со смыслами производного материала и часто приводит к отличному от идеи авторов восприятию передачи (данный эффект может и используется при внедрении идеологической составляющей в выражение, построенного в поле производного материала с безобидными или явно противоположными идее смыслами). Гуманистическая позиция послевоенных европейских кинорежиссеров, их уход в изобразительность привели к незнанию многими авторами принципов работы выражения, тем не менее оно сохранилось в американском кино и распространилось в рекламу, в видео, в телевидение, в сериалы, в мультипликацию (образцом которых продолжает служить американский пример). Продуманное и контролируемое выражение — залог как успеха конкретной передачи, так и чистоты совести автора перед зрителем.

Выражение кино — это не любая последовательность визуальных образов, а сложный процесс передачи чувств и смыслов, который требует глубокого понимания своей линии видения. Понятно, что и случайный набор слов может кому-то показаться существенным или даже быть спекулятивно назван авторским «ноу-хау», но это путь к дискредитации не просто искусства, но и банально человеческого. Каждый элемент выражения должен быть тщательно продуман и гармонично вписан в общую структуру произведения. Только тогда можно добиться того, чтобы зритель не просто смотрел как и что попало, но погружался в авторский опыт восприятия мира, переживая аналогичные ему эмоции и осмысливая имеющиеся в нем идеи.