ОПРЕДЕЛЕНИЕ:
явления и события ярко выраженного временного характера, данные в беспорядочном или оформленном виде.
ОПИСАНИЕ:
Любая последовательность значений, каждое из которых способно принять форму предмета и его объективного времени, может стать материалом. Этими значениями обладают фигуры, части тела, лица, предметы, слова, все, что способно родить своей очередностью смысл. Бывает сложно оторвать взгляд от чего-то одного, но именно смена объекта рождает кино. И если в материале приходится сталкиваться со смыслом, заключенным в единственный объект, непрерывно меняющий свои значения, надо искать способ отделить их от него и придать им иную форму.
Каждый взятый материал целостен, любое из его значений является нам постольку, поскольку остается в плотной связи с остальными. Поэтому мы и говорим о стиле, теме, жанре. Все это принадлежит материалу и резко отделяет один от другого. В передаче часто совмещается различный материал. Но чтобы это произошло не только для автора, но и для зрителя, должны предприниматься какие-то действия. Мы можем объединять до однородности разные вещи, можем сопоставлять их в отличных друг от друга выражениях, а можем разбивать исходное до мельчайших единиц и формировать из них нечто новое.
Акт искусства состоит в том, чтобы либо родить целостность из разрозненных частей, либо увидеть ее как данность. Разница состоит в том, как она будет запечатлена. Это может быть пространственная, объективная и субъективная временная композиция. В первом случае мы самостоятельно блуждаем взглядом, слухом или иным органом восприятия по предметам. Во втором — следим за чем-то одним, тем, что «раскрывается» в виде образа. В третьем — наблюдаем готовый образ-время — кино.
В структуре передачи:
› осознанно подбирается согласно замыслу конкретной передачи, определяет ее тему, жанр и композицию;
› служит основой для выявления объектов выражения, составления из них образов;
› содержит готовые образы;
› задает границы выражения (строится в рамках одного материала);
› композиция передачи может включать различный материал.
В восприятии зрителя:
› воспринимается во время просмотра как часть содержания;
› определяет тематику и контекст;
› влияет на желание смотреть передачу;
› применяется для осмысления, пересказа, обсуждения и оценки передачи.
РАЗНОВИДНОСТИ: естественный; производный.
__________
Материал кино может включать в себя различные аспекты жизни и окружающего мира. Это могут быть природные явления: дождь, ветер, гроза, смена времен года; социальные события: праздники, демонстрации, спортивные соревнования; личные события: рождение, взросление, старение; исторические события: войны, революции, научные открытия; культурные явления: искусство, литература, музыка; и многое другое. Все эти явления и события могут быть представлены в кино в различных формах и структурах, в зависимости от замысла режиссера и стиля передачи.
Смешение в выражении в корне различного по теме материала не ведет к стилистической ошибке и разрушению веры зрителя в правдивость видимого (может быть средством формирования суждения) только в случае наследования свойств вплоть до полной однородности по конкретному материалу, который взят как основной. Если же такое смешение необходимо, надо помнить, что собственная смысловая композиция (следовательно, большая часть логики и смыслов, система ценностей) стоит за каждым взятым материалом, и чем дольше он на экране, тем сильнее его воздействие.