!
  • ВЯК › Киноматериал

2`
Киноматериал, или основа, которую надо изменять

ОПРЕДЕЛЕНИЕ:

явления и события ярко выраженного временного характера, данные в беспорядочном или оформленном виде.


ОПИСАНИЕ:

Любая последовательность значений, каждое из которых способно принять форму предмета и его объективного времени, может стать материалом кино. Этими значениями обладают фигуры, части тела, лица, предметы, слова, все, что способно родить своей очередностью смысл. Бывает сложно оторвать взгляд от чего-то одного, но именно смена объекта рождает кино. И если в материале приходится сталкиваться со смыслом, заключенным в единственный объект, непрерывно меняющий свои значения, надо искать способ отделить их от него и придать им иную форму.

Каждый взятый материал целостен, любое из его значений является нам постольку, поскольку остается в плотной связи с остальными. Поэтому мы и говорим о стиле, теме, жанре. Все это принадлежит материалу и резко отделяет один от другого. В передаче часто совмещается различный материал. Но чтобы это произошло не только для автора, но и для зрителя, должны предприниматься какие-то действия. Мы можем объединять до однородности разные вещи, можем сопоставлять их в отличных друг от друга выражениях, а можем разбивать исходное до мельчайших единиц и формировать из них нечто новое.

Акт искусства состоит в том, чтобы либо родить целостность из разрозненных частей, либо увидеть ее как данность. Разница состоит в том, как она будет запечатлена. Это может быть пространственная или объективная и субъективная временная композиция. В первом случае мы самостоятельно блуждаем взглядом, слухом или иным органом восприятия по предметам. Во втором — следим за чем-то одним, тем, что «раскрывается» в виде образа. В заключительном — наблюдаем готовый образ-время — кино.


В структуре передачи:

› осознанно подбирается согласно замыслу конкретной передачи, определяет ее тему, жанр и композицию;

› служит основой для выявления объектов выражения, составления из них образов;

› содержит готовые образы;

задает границы выражения (строится в рамках одного материала);

› композиция передачи может включать различный материал.


В восприятии зрителя:

› воспринимается во время просмотра как часть содержания;

› определяет тематику и контекст;

› влияет на желание смотреть передачу;

› применяется для осмысления, пересказа, обсуждения и оценки передачи.


РАЗНОВИДНОСТИ: естественный; производный.

__________

Материал кино может включать в себя различные аспекты жизни и окружающего мира. Это могут быть сколь угодно разные явления: дождь, ветер, гроза, смена времен года, праздники, демонстрации, спорт, личные переживания, рождение, взросление, старение, смерть, исторические факты, войны, революции, научные открытия, предметы культуры, искусство, литература, музыка, и многое другое. Все эти явления могут быть представлены в кино в различных формах и структурах.

Но такое смешение в выражении в корне различного материала не ведет к стилистической ошибке и разрушению веры зрителя в правдивость видимого (может быть средством формирования суждения) только в случае наследования каждым элементом своих свойств вплоть до полной однородности по одному конкретному материалу, который взят как основной. Если же дробление необходимо, надо помнить, что собственная смысловая композиция (следовательно, большая часть логики и смыслов, система ценностей) стоит за каждым взятым материалом, и чем дольше он на экране, тем сильнее его воздействие.