В
Толк

«Если сороконожка задумается о том, как двигаются ее ножки, она станет человеком»



ПРОСТРАНСТВО:

Феномен › данность в целостности своих содержаний.

Предмет › форма, стремящаяся охватить феномен▲.


1. — ПРИСВОЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА:

Явление › процесс вхождения предмета▲ во взаимодействие с субъектом▼.

Событие › субъективное▼ наблюдение процесса взаимодействия предметов▲.

Репрезентация › явление▲ нового предмета▲ взамен старого для известного феномена▲.


2. — ПОСТИЖЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА:

Субъект › предмет▲, взаимодействующий с объектом▼.

Объект › предмет▲, ограниченный набором доступных субъекту▲ значений▼.

Значение › понимание субъектом▲ объекта▲, меняющееся в зависимости от функции▼.

Функция › способ взаимодействия субъекта▲ и объекта▲.

Вещь › набор функций▲, применимый к предмету▲.



3. — ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА


ЧУВСТВЕННОЕ:

Образ › композиция последовательности объектов▲, рождающая смысл▼ во взаимодействии с субъектом▲.

Отображение › процесс вхождения образа▲ во взаимодействие с субъектом▲.

Отражение › отображенный▲ субъект▲.

Преображение › изменение или дополнение образа▲.

Изображение › запечатленный в предмете▲ образ▲.


ЯЗЫКОВОЕ:

Знак › замена предмета▲, имеющая только одно закрепленное значение▲.

Символ › явленный▲ знак▲.

Слово › замена объекта▲, составленная из символов▲.

Язык › система передачи смыслов▼ через последовательность объектов▲/слов▲.


УСТРОЙСТВО:

Восприятие › процесс обозначения▲ предметов▲ в объекты▲/слова▲.

Внимание › процесс субъективной▲ выборки объектов▲/слов▲, подходящих под текущий образ▲/смысл▼ в мышлении▼.

Реакция › отвлечение внимания▲ на объекты▲/слова▲, отличающиеся от текущего образа▲/смысла▼ в мышлении▼.

Воображение › процесс составления образов▲ из объектов▲ восприятия▲, воспоминания▼, ассоциации▼.


4. — ОСОЗНАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПРОСТРАНСТВА:

Смысл › композиция последовательности значений▲ объектов▲/слов▲.

Мышление › последовательность образов▲/смыслов▲.

Память › сохраненный опыт мышления▲.

Воспоминание › повторение памяти▲ в мышлении▲.

Ассоциация › включение памяти▲ в мышление▲.


ВРЕМЯ:

Субъективное время › последовательность значений▲ объектов▲/слов▲ в мышлении▲.

Объективное время › последовательность значений▲ выбранного объекта▲.

Движение › восприятие▲ времени▲.


ИСКУССТВО:

Кинематограф › сконструированное субъективное время▲ объектов▲, рождающих образы▲ и ассоциации▲ во взаимодействии с субъектом▲.

Музыка › сконструированное субъективное время▲ объектов▲, рождающих воображение▲ через ассоциации▲ во взаимодействии с субъектом▲.

Литература › сконструированное субъективное время▲ слов▲, рождающих смыслы▲ и воображение▲ через ассоциации▲ во взаимодействии с субъектом▲.

Живопись, фотография… › плоское изображение▲, рождающее смысл▲ и образ▲, ассоциации▲ во взаимодействии с субъектом▲.

Скульптура, архитектура… › объемное изображение▲, рождающее смысл▲ и образ▲, ассоциации▲ во взаимодействии с субъектом▲.

Театр, балет, цирк… › явления▲ и события▲ изображений▲, рождающих смыслы▲, образы▲, ассоциации▲ во взаимодействии с субъектом▲.

Арт, дизайн… › репрезентации▲, рождающие значения▲ и ассоциации▲ во взаимодействии с субъектом▲.



«Сороконожка, задумавшись о движении своих ножек, осознала, что каждая из них имеет свою функцию и роль в поддержании равновесия и движения. Это привело к тому, что она начала воспринимать свои ноги не просто как конечности, а как отдельные предметы и объекты взаимодействия, каждый из которых имеет свое значение. Это изменение восприятия позволило ей перейти на новый уровень понимания пространства и своего времени в нем»

__________

Эта страница создана для упрощения входа в дискурс. Ее содержание не претендует на фундаментальность знания или универсальность применения, не носит исчерпывающего свойства. Представляет собой слова обо всем и о главном, опубликованные с целью разжечь в читателе научный интерес, помочь понять ВЯК и язык его описания. Для более полной и точной картины мира стоит обратиться к Гуссерлю (в первую очередь), и далее, к феноменологическим и психологическим текстам.

На основе В Толк возможно развитие кинематографа в направлении создания произведений, которые будут конкретно использовать пространство и время, их влияние на человеческое сознание. Они могут обращаться и к философским вопросам, таким как природа реальности, наше восприятие окружающего мира и наша способность понимать и интерпретировать информацию, которую мы получаем от органов чувств, в том числе, применяя их к постижению произведений иных искусств. Кино может вновь начать использоваться для создания временных визуальных образов, которые позволят передавать зрителю сложные концепции.

Важное дополнение необходимо внести относительно видеоарта, чтобы избежать путаницы. Исходя из приведенного словарика должно быть ясно, что любой арт и дизайн основан на чем-либо известном, существующем. Иначе просто невозможно совершить подмену предмета для феномена (поднимаясь на уровень рукотворного — для предмета как феномена). Но если продолжить эту мысль, то возникнет вопрос: а если кино базируется на литературном, к примеру, источнике, то оно и есть видеоарт, а не кино?

И этот вопрос вполне резонный, ведь в последние десятилетия маркетинговые модели так и работают. И даже хуже, нацелены исключительно на бесконечную перепродажу того, что уже хорошо продалось когда-то пятьдесят лет назад. Этой цели уже не соответствует экранизация популярной книги. Создаются и множатся репрезентации кино по кино. Все это наводит на неплохую мысль о том, что арт не так прост. И может быть разделен на промышленный и эстетический, как дизайн. О первом сказано, но вот как отличить второй. Если мы работаем с чем угодно, в попытке отвлечь внимание зрителя от содержательной стороны и сконцентрировать его на внешней красоте, то принципиально не можем изменить логику исходного предмета, иначе привлечем внимание к ней, а не наоборот. Это значит, что мы никак не способны и не хотим влиять на образ и образы, заключенные в этом предмете. Они неизменны и пребывают в голове зрителя, если он с ними знаком. И конечно, как раз в этом месте зарылась первопричина символических теорий искусства (европейского, где арт — это просто исторический период арта). Поскольку работать над ссылками к оригиналам, составляя из них новые смыслы, надо все-таки уметь. Однако мы (в России) не просто так разделяем искусство и арт, и водораздел этот проходит как раз по линии образ-не образ. В первом случае мы работаем с ними, создаем их и строим из них произведение, а во втором — берем готовую композицию и меняем внешний вид элементов.

Отвечая на поставленный выше вопрос, скажем: когда как. Ведь одно дело — заменить печатное слово на графику (или графическое на графическое), другое — создать картинку, передающую то же, что и печатные слова (изобразить), а третье — создать кинообраз, передающий это же (отобразить непосредственно). Только первый из этих трех способов работы с источником является видеоартом.
Посмотреть:
ЭМПЕТОЛК
Кинопередача на основе производного материала: «Светильник торит путь...» - Эмпедокл, «В Толк» - Я.И.Зинченко.
Пример создания кино на базе философских текстов.