!
  • ВЯК › В толк

В
Толк, или о птичках и прочей живности, которую сложно поймать

«Если сороконожка задумается о том, как двигаются ее ножки, она станет человеком»



ПРОСТРАНСТВО:

Феномен › данность в целостности своих содержаний.

Предмет › форма, стремящаяся охватить феномен▲.


1. — ПРИСВОЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА:

Явление › процесс вхождения предмета▲ во взаимодействие с субъектом▼.

Событие › субъективное▼ наблюдение процесса взаимодействия предметов▲.

Репрезентация › явление▲ нового предмета▲ взамен старого для известного феномена▲.


2. — ПОСТИЖЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА:

Субъект › предмет▲, взаимодействующий с объектом▼.

Объект › предмет▲, ограниченный набором доступных субъекту▲ значений▼.

Значение › понимание субъектом▲ объекта▲, меняющееся в зависимости от функции▼.

Функция › способ взаимодействия субъекта▲ и объекта▲.

Вещь › набор функций▲, применимый к предмету▲.



3. — ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА


ЧУВСТВЕННОЕ:

Образ › композиция последовательности объектов▲, рождающая смысл▼ во взаимодействии с субъектом▲.

Отображение › процесс вхождения образа▲ во взаимодействие с субъектом▲.

Отражение › отображенный▲ субъект▲.

Преображение › изменение или дополнение образа▲.

Изображение › запечатленный в предмете▲ образ▲.


ЯЗЫКОВОЕ:

Знак › замена предмета▲, имеющая только одно закрепленное значение▲.

Символ › явленный▲ знак▲.

Слово › замена объекта▲, составленная из символов▲.

Язык › система передачи смыслов▼ через последовательность объектов▲/слов▲.


УСТРОЙСТВО:

Восприятие › процесс обозначения▲ предметов▲ в объекты▲/слова▲.

Внимание › процесс субъективной▲ выборки объектов▲/слов▲, подходящих под текущий образ▲/смысл▼ в мышлении▼.

Реакция › отвлечение внимания▲ на объекты▲/слова▲, отличающиеся от текущего образа▲/смысла▼ в мышлении▼.

Воображение › процесс составления образов▲ из объектов▲ восприятия▲, воспоминания▼, ассоциации▼.


4. — ОСОЗНАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПРОСТРАНСТВА:

Смысл › композиция последовательности значений▲ объектов▲/слов▲.

Мышление › последовательность образов▲/смыслов▲.

Память › сохраненный опыт мышления▲.

Воспоминание › повторение памяти▲ в мышлении▲.

Ассоциация › включение памяти▲ в мышление▲.


ВРЕМЯ:

Субъективное время › последовательность значений▲ объектов▲/слов▲ в мышлении▲.

Объективное время › последовательность значений▲ выбранного объекта▲.

Движение › восприятие▲ времени▲.


ИСКУССТВО:

Кинематограф › сконструированное субъективное время▲ объектов▲, рождающих образы▲ и ассоциации▲ во взаимодействии с субъектом▲.

Музыка › сконструированное субъективное время▲ объектов▲, рождающих воображение▲ через ассоциации▲ во взаимодействии с субъектом▲.

Литература › сконструированное субъективное время▲ слов▲, рождающих смыслы▲ и воображение▲ через ассоциации▲ во взаимодействии с субъектом▲.

Живопись, фотография… › плоское изображение▲, рождающее смысл▲ и образ▲, ассоциации▲ во взаимодействии с субъектом▲.

Скульптура, архитектура… › объемное изображение▲, рождающее смысл▲ и образ▲, ассоциации▲ во взаимодействии с субъектом▲.

Театр, балет, цирк… › явления▲ и события▲ изображений▲, рождающих смыслы▲, образы▲, ассоциации▲ во взаимодействии с субъектом▲.

Арт, дизайн… › репрезентации▲, рождающие значения▲ и ассоциации▲ во взаимодействии с субъектом▲.



«Сороконожка, задумавшись о движении своих ножек, осознала, что каждая из них имеет свою функцию и роль в поддержании равновесия и движения. Это привело к тому, что она начала воспринимать свои ноги не просто как конечности, а как отдельные предметы и объекты взаимодействия, каждый из которых имеет свое значение. Это изменение восприятия позволило ей перейти на новый уровень понимания пространства и своего времени в нем»

__________

Эта страница создана для упрощения входа в дискурс. Ее содержание не претендует на фундаментальность знания или универсальность применения, не носит исчерпывающего свойства. Представляет собой слова обо всем и о главном, опубликованные с целью разжечь в читателе научный интерес, помочь понять ВЯК и язык его описания. Для более полной и точной картины мира стоит обратиться к Гуссерлю (в первую очередь), и далее, к феноменологическим и психологическим текстам.

В Толк форсирует развитие кинематографа в направлении создания произведений, которые будут конкретно использовать пространство и время, их влияние на человеческое сознание. Они могут обращаться и к философским вопросам, таким как природа реальности, наше восприятие окружающего мира и наша способность понимать и интерпретировать информацию, которую мы получаем от органов чувств, в том числе, применяя их к постижению произведений иных искусств. Кино может вновь начать использоваться для создания временных визуальных образов, которые позволят передавать зрителю сложные концепции.

Ведь основная претензия к существующим «теориям кино» состоит не в том, что они плохи или неправильны. Отнюдь. А в том, что они описывают устройство восприятия, внимания и мышления их авторов по отношению наэкранному театру. То есть говорят нам о том, что находится между экраном и зрителем, о реакции, зажатой странным возбудителем и субъективным воспринимающим. С одной стороны, это и есть кино. А с другой, к голому произведению оно не имеет никакого отношения. Задачей ВЯК в этом ключе является вернуть кино обратно на экраны через универсальное и упрощенное описание принципов работы человеческого глаза и мозга. Связать их с наработками в отображении начала прошлого века и тем самым развить и сохранить это искусство, сделав его вновь реальным, а не только воображаемым.

__________

Важное дополнение необходимо внести относительно видеоарта, чтобы избежать путаницы. Исходя из приведенного словарика должно быть ясно, что любой арт и дизайн основан на чем-либо известном, существующем. Иначе просто невозможно совершить подмену предмета для феномена (поднимаясь на уровень рукотворного — для предмета как феномена). Но если продолжить эту мысль, то возникнет вопрос: а если кино базируется на литературном, к примеру, источнике, то оно и есть видеоарт, а не кино?

И этот вопрос вполне резонный, ведь в последние десятилетия маркетинговые модели так и работают. И даже хуже, нацелены исключительно на бесконечную перепродажу того, что хорошо продалось когда-то пятьдесят лет назад. Этой цели уже не соответствует экранизация популярной книги. Создаются и множатся репрезентации кино по кино. Все это наводит на неплохую мысль о том, что арт не так прост. И может быть разделен на промышленный и эстетический, как дизайн. О первом сказано, но вот как отличить второй. Если мы работаем с чем угодно, в попытке отвлечь внимание зрителя от содержательной стороны и сконцентрировать его на внешней красоте, то принципиально не можем изменить логику исходного предмета, иначе привлечем внимание к ней, а не наоборот. Это значит, что мы никак не способны и не хотим влиять на образ и образы, заключенные в этом предмете. Они неизменны и пребывают в голове зрителя, если он с ними знаком. И конечно, как раз в этом месте зарылась первопричина символических теорий искусства (европейского, где арт — это просто исторический период арта). Поскольку работать над ссылками к оригиналам, составляя из них новые смыслы, надо все-таки уметь. Однако мы (в России) не просто так разделяем искусство и арт, и водораздел этот проходит как раз по линии образ-не образ. В первом случае мы работаем с ними, создаем их и строим из них произведение, а во втором — берем готовую композицию и меняем внешний вид элементов.

Отвечая на поставленный выше вопрос, скажем: когда как. Ведь одно дело — заменить печатное слово на графику (или графическое на графическое), другое — создать картинку, передающую то же, что и печатные слова (изобразить), а третье — создать кинообраз, передающий это же (отобразить непосредственно). Только первый из этих трех способов работы с источником является видеоартом.
Посмотреть:
ЭМПЕТОЛК
Кинопередача на основе производного материала: «Светильник торит путь...» - Эмпедокл, «В Толк» - Я.И.Зинченко.
Пример создания кино на базе философских текстов.