«Если сороконожка задумается о том, как двигаются ее ножки, она станет человеком»
ПРОСТРАНСТВО:
Феномен › данность в целостности своих содержаний.
Предмет › форма, стремящаяся охватить феномен▲.
1. — ПРИСВОЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА:
Явление › процесс вхождения предмета▲ во взаимодействие с субъектом▼.
Событие › субъективное▼ наблюдение процесса взаимодействия предметов▲.
Репрезентация › явление▲ нового предмета▲ взамен старого для известного феномена▲.
2. — ПОСТИЖЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА:
Субъект › предмет▲, взаимодействующий с объектом▼.
Объект › предмет▲, ограниченный набором доступных субъекту▲ значений▼.
Значение › понимание субъектом▲ объекта▲, меняющееся в зависимости от функции▼.
Функция › способ взаимодействия субъекта▲ и объекта▲.
Вещь › набор функций▲, применимый к предмету▲.
3. — ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА
ЧУВСТВЕННОЕ:
Образ › композиция последовательности объектов▲, рождающая смысл▼ во взаимодействии с субъектом▲.
Отображение › процесс вхождения образа▲ во взаимодействие с субъектом▲.
Отражение › отображенный▲ субъект▲.
Преображение › изменение или дополнение образа▲.
Изображение › запечатленный в предмете▲ образ▲.
ЯЗЫКОВОЕ:
Знак › замена предмета▲, имеющая только одно закрепленное значение▲.
Символ › явленный▲ знак▲.
Слово › замена объекта▲, составленная из символов▲.
Язык › система передачи смыслов▼ через последовательность объектов▲/слов▲.
УСТРОЙСТВО:
Восприятие › процесс обозначения▲ предметов▲ в объекты▲/слова▲.
Внимание › процесс субъективной▲ выборки объектов▲/слов▲, подходящих под текущий образ▲/смысл▼ в мышлении▼.
Реакция › отвлечение внимания▲ на объекты▲/слова▲, отличающиеся от текущего образа▲/смысла▼ в мышлении▼.
Воображение › процесс составления образов▲ из объектов▲ восприятия▲, воспоминания▼, ассоциации▼.
4. — ОСОЗНАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПРОСТРАНСТВА:
Смысл › композиция последовательности значений▲ объектов▲/слов▲.
Мышление › последовательность образов▲/смыслов▲.
Память › сохраненный опыт мышления▲.
Воспоминание › повторение памяти▲ в мышлении▲.
Ассоциация › включение памяти▲ в мышление▲.
ВРЕМЯ:
Субъективное время › последовательность значений▲ объектов▲/слов▲ в мышлении▲.
Объективное время › последовательность значений▲ выбранного объекта▲.
Движение › восприятие▲ времени▲.
ИСКУССТВО:
Кинематограф › сконструированное субъективное время▲ объектов▲, рождающих образы▲ и ассоциации▲ во взаимодействии с субъектом▲.
Музыка › сконструированное субъективное время▲ объектов▲, рождающих воображение▲ через ассоциации▲ во взаимодействии с субъектом▲.
Литература › сконструированное субъективное время▲ слов▲, рождающих смыслы▲ и воображение▲ через ассоциации▲ во взаимодействии с субъектом▲.
Живопись, фотография… › плоское изображение▲, рождающее смысл▲ и образ▲, ассоциации▲ во взаимодействии с субъектом▲.
Скульптура, архитектура… › объемное изображение▲, рождающее смысл▲ и образ▲, ассоциации▲ во взаимодействии с субъектом▲.
Театр, балет, цирк… › явления▲ и события▲ изображений▲, рождающих смыслы▲, образы▲, ассоциации▲ во взаимодействии с субъектом▲.
Арт, дизайн… › репрезентации▲, рождающие значения▲ и ассоциации▲ во взаимодействии с субъектом▲.
«Сороконожка, задумавшись о движении своих ножек, осознала, что каждая из них имеет свою функцию и роль в поддержании равновесия и движения. Это привело к тому, что она начала воспринимать свои ноги не просто как конечности, а как отдельные предметы и объекты взаимодействия, каждый из которых имеет свое значение. Это изменение восприятия позволило ей перейти на новый уровень понимания пространства и своего времени в нем»
__________
Эта страница создана для упрощения входа в дискурс. Ее содержание не претендует на фундаментальность знания или универсальность применения, не носит исчерпывающего свойства. Представляет собой слова обо всем и о главном, опубликованные с целью разжечь в читателе научный интерес, помочь понять ВЯК и язык его описания. Для более полной и точной картины мира стоит обратиться к Гуссерлю (в первую очередь), и далее, к феноменологическим и психологическим текстам.
В Толк форсирует развитие кинематографа в направлении создания произведений, которые будут конкретно использовать пространство и время, их влияние на человеческое сознание. Они могут обращаться и к философским вопросам, таким как природа реальности, наше восприятие окружающего мира и наша способность понимать и интерпретировать информацию, которую мы получаем от органов чувств, в том числе, применяя их к постижению произведений иных искусств. Кино может вновь начать использоваться для создания временных визуальных образов, которые позволят передавать зрителю сложные концепции.
Ведь основная претензия к существующим «теориям кино» состоит не в том, что они плохи или неправильны. Отнюдь. А в том, что они описывают устройство восприятия, внимания и мышления их авторов по отношению наэкранному театру. То есть говорят нам о том, что находится между экраном и зрителем, о реакции, зажатой странным возбудителем и субъективным воспринимающим. С одной стороны, это и есть кино. А с другой, к голому произведению оно не имеет никакого отношения. Задачей ВЯК в этом ключе является вернуть кино обратно на экраны через универсальное и упрощенное описание принципов работы человеческого глаза и мозга. Связать их с наработками в отображении начала прошлого века и тем самым развить и сохранить это искусство, сделав его вновь реальным, а не только воображаемым.
__________
Важное дополнение необходимо внести относительно видеоарта, чтобы избежать путаницы. Исходя из приведенного словарика должно быть ясно, что любой арт и дизайн основан на чем-либо известном, существующем. Иначе просто невозможно совершить подмену предмета для феномена (поднимаясь на уровень рукотворного — для предмета как феномена). Но если продолжить эту мысль, то возникнет вопрос: а если кино базируется на литературном, к примеру, источнике, то оно и есть видеоарт, а не кино?
И этот вопрос вполне резонный, ведь в последние десятилетия маркетинговые модели так и работают. И даже хуже, нацелены исключительно на бесконечную перепродажу того, что хорошо продалось когда-то пятьдесят лет назад. Этой цели уже не соответствует экранизация популярной книги. Создаются и множатся репрезентации кино по кино. Все это наводит на неплохую мысль о том, что арт не так прост. И может быть разделен на промышленный и эстетический, как дизайн. О первом сказано, но вот как отличить второй. Если мы работаем с чем угодно, в попытке отвлечь внимание зрителя от содержательной стороны и сконцентрировать его на внешней красоте, то принципиально не можем изменить логику исходного предмета, иначе привлечем внимание к ней, а не наоборот. Это значит, что мы никак не способны и не хотим влиять на образ и образы, заключенные в этом предмете. Они неизменны и пребывают в голове зрителя, если он с ними знаком. И конечно, как раз в этом месте зарылась первопричина символических теорий искусства (европейского, где арт — это просто исторический период арта). Поскольку работать над ссылками к оригиналам, составляя из них новые смыслы, надо все-таки уметь. Однако мы (в России) не просто так разделяем искусство и арт, и водораздел этот проходит как раз по линии образ-не образ. В первом случае мы работаем с ними, создаем их и строим из них произведение, а во втором — берем готовую композицию и меняем внешний вид элементов.
Отвечая на поставленный выше вопрос, скажем: когда как. Ведь одно дело — заменить печатное слово на графику (или графическое на графическое), другое — создать картинку, передающую то же, что и печатные слова (изобразить), а третье — создать кинообраз, передающий это же (отобразить непосредственно). Только первый из этих трех способов работы с источником является видеоартом.